Основные экономические законы

Добавлено: 17 июля 2022 в 10:02
Закон спроса и предложения: основные понятия


Спрос – это возможность потребителей воспользоваться определённой услугой или приобрести какое-либо количество товара в определённом периоде по конкретной цене. Он обязательно подкрепляется готовностью потребителя оплатить покупку.

Типовой график с кривой спроса (D) приведён ниже. . Ось абсцисс определяет объём товара/услуги (Q). На оси ординат откладывается цена на услугу/товар (P).

 

Спрос: основные понятия экономической категории

Покупательский интерес подвержен изменениям при воздействии одного или нескольких факторов. Графики изменения, которые рассматриваются далее, представляют ситуацию изменения спроса под действием неценовых факторов и постоянных ценах (к примеру, сезонности, моды и прочих).

На рис графически отражается перемещение на плоскости кривой спроса из позиции D к D1. Движение вправо от осей координат свидетельствует об увеличении покупательского интереса.

При движении кривой спроса влево к осям координат, из позиции кривой D к D2, можно наблюдать уменьшение покупательского интереса (рис.3). Для удобства линии спроса можно также представить в виде прямых.

Изменение величины спроса можно рассмотреть и в графическом виде, которое на рисунке 5 отображается движением по кривой D. В таком варианте учитывается ценовой фактор, а прочие рассматриваются в качестве неизменных.

На рисунке 5 можно проследить закономерность – чем дороже услуга или товар, тем меньше желающих его/её приобрести. P1 – высокая цена, поэтому количество приобретённых товаров Q1 небольшое. При невысокой цене P2 объём покупок Q2 заметно возрос.

Цена применяется для денежного выражения стоимости услуг или товаров.

Цена запроса подразумевает максимальную цену, по которой потребители готовы приобрести за определённый период некоторое количество товара. Важнейший экономический закон: при равных условиях повышение цен приведёт к снижению спроса, а снижение уровня цен – к росту.

Закон спроса и предложения: основные понятия

 Какие факторы имеют влияние на спрос

  • Стоимость взаимозаменяемых товаров — рост цен на один из которых становится причиной увеличения интереса на другой.
  • Стоимость комплиментарных товаров. Если цены на один из них повышаются, то спрос на другой снижается.
  • Количество покупателей.
  • Предпочтения покупателей, привычки и традиции.
  • Уровень покупательских доходов.
  • Ожидания потребителей, связанные с возможным изменением цены.
  • Привлекательность товара и его качественные характеристики.

 Предложение: основные понятия экономической категории

Предложение представляет собой категорию в экономическом секторе, которая отражает, какой объём услуг и товаров продавцы стремятся предложить на рынке в данное время и по определённой стоимости.

Величина предложения представляет собой количество товара, которое продавцы могут предложить покупателям по определённой цене в течение определённого временного отрезка.

Типовой график с кривой предложения (S) представлен на рисунке 6. На оси абсцисс отмечается количество услуг/товаров (Q), на оси ординат отмечается цена услуг/товаров (P).

Под влиянием различных факторов предложение может увеличиваться (рис.7) или уменьшаться (рис. 8), что демонстрирует движение кривой вправо/влево к осям координат. На рисунке представлен линейный вариант

Изменение величины предложения представлено графиком на рисунке 10. Здесь учитываются ценовые факторы, а перемещение по кривой из точки S1 к точке S2 показывает изменения величины предложения.

Рисунок 10 представляет ещё один важный закон экономики (предложения): при равных условиях высокая цена приводит к росту величины предложения, а снижение цены является причиной уменьшения величины предложения.

Цена предложения представляет собой минимальную цену, по которой продавцы стремятся продать товар в течение определённого периода.

Точка, в которой наблюдается пересечение кривых спроса и предложения, называется точкой равновесия (рис.11). Она указывает, что услуга или товар реализуются по равновесной цене, когда на рынке объём предложения равен объёму спроса.

Закон спроса и предложения: основные понятия

 Какие факторы имеют влияние на предложение

  • Стоимость ресурсов.
  • Количество продавцов на рынке.
  • Уровень налогов и дотаций.
  • Производственная технология.
  • Уровень запроса на другие товары.
  • Перспективные ожидания потребителей, связанные с возможным изменением цены.


Занимайтесь на курсах ЕГЭ и ОГЭ в паре TwoStu и получите максимум баллов на экзамене:




Остались вопросы? Задайте их эксперту!
Владислав Барышников
Эксперт по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ и ВПР
Задать вопрос
Закончил Московский физико-технический институт (Физтех) по специальности прикладная физика и математика. Магистр физико-математических наук. Преподавательский стаж более 13 лет. Соучредитель курсов ЕГЭ и ОГЭ в паре TwoStu.