ЕГЭ обществознание: тема виды деятельности

Содержание
Человек считается биосоциальным существом, то есть имеет природную и социальную сущность. Именно последняя включает разные виды деятельности человека за счет его способности ставить перед собой цели и достигать их при помощи разных инструментов.
Деятельность определение
Под деятельностью людей подразумевается совершение человеком последовательных действий (физических и умственных), которые направляются на достижение поставленной цели. Также деятельность можно обозначить как сознательную человеческую активность, в процессе которой намеренно изменяется сам человек и окружающий его мир.
Возникает логичный вопрос – чем человеческая деятельность отличается от поведения животных и выполнения ими определенных действий. Основное различие – сознательность (или осознанность) действий.
Животные не обладают сознанием, они действуют на основании инстинктов и для удовлетворения первичных потребностей. Хотя у животных также можно выделить цель и зафиксировать последовательность действий для ее достижения, использование сторонних предметов, взаимодействие с другими особыми в процессе.
Признаки деятельности:
- сознательность – самостоятельная постановка цели, продумывание плана действий, организация, совершение нужных шагов;
- продуктивность – человек может выполнять параллельно разные действия либо вести какую-то деятельность для достижения результата “наперед” (в сравнении – животные закрывают свои сиюминутные потребности);
- преобразование (себя и окружающей действительности);
- наличие социальности – сознательное взаимодействие с другими людьми в процессе деятельности, в том числе для достижения нужного результата.
В сферы деятельности человека может входить не только труд как работа, но и иные действия. Например, что такое познавательная деятельность – изучение, накопление знаний.

Основные виды деятельности человека
Функции человеческой деятельности
Самая важная функция деятельности — удовлетворение потребностей отдельного индивида и общества в целом.
Иные функции или стороны деятельности:
- познавательная – изучение мира, формирование базы знаний;
- воспитательная – влияние на становление личности в процессе взросления и жизни в целом, формирование ценностей;
- преобразовательная – совершенствование окружающего мира под потребности и для удобства человека.
В деятельности проявляется и социальная сущность человека. Также важно рассмотреть, какие есть виды деятельности.
Что такое виды деятельности
Обществознание по видам деятельности традиционно делится на:
- игру – развивающий человека вид деятельности, осуществляемый ради удовольствия;
- учебу – нацеленная на приобретение новых знаний деятельность, которые в перспективе помогут также устроиться в жизни;
- труд – целенаправленная на создание конкретных вещей деятельность либо нацеленная на соблюдение существующих норм и правил (позволяет удовлетворять свои потребности и общественные нужды);
- общение – целенаправленная деятельность, направленная на создание и поддержание контактов, использование этого взаимодействия для закрытия других задач (человек не всегда свободен в выборе общаться или нет с другими людьми).
Одновременно человек может реализовывать (как правило, так и происходит) сразу несколько видов деятельности.

Основные виды деятельности человека
Классификации видов деятельности
Разные классификации основных видов деятельности:
- по количеству субъектов: коллективная и индивидуальная;
- по сферам общественной жизни: политическая, экономическая, социальная, духовная;
- по отношению с окружающим миром: духовная, материальная;
- по отношению к социальным нормам: моральная, аморальная;
- по отношению к закону: легальная, нелегальная;
- по направленности: прогрессивная, регрессивная;
- по достигаемым результатам: созидательная и разрушительная.
Структурированность деятельности
Обществознание структура деятельности имеет две стороны:
- субъект – автор, кто действует;
- объект – на что направлена деятельность.
Субъектом всегда выступает человек. Объектом в этой схеме могут быть также другие люди, а также материальные ценности, вещи, и пр.
В структуру деятельности входит:
- потребности человека – ради чего он совершает какие-то действия;
- мотивация – что побуждает человека на осуществление деятельности;
- целеполагание – к чему стремится прийти человек в процессе конкретной деятельности;
- методы и средства достижения цели;
- получаемый результат (не всегда соответствует изначально поставленной цели).
Три составляющие деятельности человека в обществе – это свобода, необходимость, ответственность. В той или иной мере все три составляющие должны присутствовать в деятельности, чтобы она была продуктивной и имела для субъекта смысл.