Деятельностный подход в школьном образовании

Содержание
Для чего ходит в школу обычный российский ребенок? Правильно, для того же, для чего это делали его родители и даже бабушки с дедушками — он ходит учиться.
Именно благодаря таким походам школьник должен узнавать такие необходимые вещи, как таблица умножения, деепричастные обороты, теорема Пифагора, роман-эпопея «Война и мир» и т.д. А насчет того, чтобы учиться как учиться? Звучит непривычно и даже абсурдно? На самом деле все не так.
Дело в том, что нынешняя модель школьного образования безнадежно устарела. Принцип «учитель говорит — ученики слушают и повторяют» отлично сработал в 1920-х годах, когда государство начало реализовывать концепцию массового школьного обучения.
Однако с того момента прошло уже 100 лет, а дети по-прежнему должны дисциплинированно внимать педагогу и выполнять однотипные упражнения, которые вроде как должны закрепить в голове полученные знания.
Честно говоря, работает не очень. Возможно, есть более эффективная альтернатива? Конечно, и эта альтернатива — деятельностный подход.
Деятельностный подход в школьном образовании
В рамках данной концепции обучение рассматривается как максимально самостоятельный процесс, в котором ребенок принимает самое деятельное участие. Главная задача педагога —научить своих подопечных не пассивно усваивать знания, а добывать их самостоятельно.
Давайте попробуем подробнее разобраться, чем отличается деятельностный подход от традиционного:
- На обычных уроках дети получают знания в готовом виде — например, старательно заучивают определение и функции прилагательного. Более «продвинутый» вариант подразумевает, что школьник сам выводит нужное определение, понимает суть прилагательных, находит общие признаки и учится формулировать вопросы.
- При традиционном подходе ученики изучают дисциплины бессистемно, не видя их взаимосвязи. В деятельностном подходе доминирует принцип целостности: учащиеся получают комплексное представление о мире и месте в нем каждой науки.
- Школьная атмосфера часто становится источником стресса и напряжения для учеников. Педагоги должны предъявлять для рейтинга хорошие результаты, поэтому о психологическом комфорте в отношениях с детьми говорить не приходится. Однако стоит заменить преподавательские монологи на диалоговое общение в доброжелательной атмосфере — и ситуация сразу изменится к лучшему.
Давайте вместе учиться как учиться
Итак, ваш ребенок умеет получать, но не способен самостоятельно добывать знания. Что ж пора менять ситуацию, ведь умение продуктивно мыслить в ситуации с минимумом внешних подсказок — незаменимая вещь во многих ситуациях (от школьной олимпиады до подготовки к профильному ЕГЭ по математике).
Кроме того, стремление учиться как учиться вместе с ребёнком серьезно поднимает авторитет взрослого в детских глазах. Итак, предлагаем несколько достаточно простых способов «переключиться» с традиционного подхода к обучению на деятельностный:
- решение проблемы необходимо искать до того, как будет получен готовый ответ. Правила лучше выводить самостоятельно, а если не получается — нужно самостоятельно найти способы применения полученных знаний в жизни. И неважно, получилось ли найти правильный ответ — благодаря такому подходу даже готовая информация усваивается более полно и осознанно;
- поиск примеров использования новых знаний помогает нейронным связям закрепиться гораздо скорее и прочнее. Еще один хороший способ — применение теории на практике;
- привлечение уже усвоенной информации для объяснения новых понятий и явлений помогает сделать новое и сложное гораздо более понятным. Практически для каждой незнакомой идеи найти простую и понятную метафору или аналогию;
- смена режимов работы мозга — возможность отойти от привычных алгоритмов, которым мы бессознательно следуем в сфокусированном режиме. Наверное, каждый знаком с рассеянным режимом, в котором мозг начинает работать, например, на грани сна и бодрствования. В такие моменты в голове рождаются самые невообразимые идеи, которые могут натолкнуть на решение самой сложной задачи;
- повторение с интервалами, которые позволяют нейронным связям закрепиться, существенно повышает эффективность усвоения знаний. Лучший график — в течение нескольких дней по 2-3 раза;
- информацию нужно не только запоминать, но и периодически вспоминать, ведь благодаря этому она будет держаться в памяти гораздо дольше. Хорошо работают отложенные воспоминания: ответ на вопрос нужно не только дать сразу, но и постараться вспомнить через 2, 5, 7 или даже 14 дней;
- смена обстановки (обучение и повторение пройденного не только в школе или дома) помогает не растеряться в непривычных условиях. Именно поэтому нужно привыкнуть, что для учиться нужно в любых условиях — на пробежке, во время прогулки или поездки в общественном транспорте;
- бескомпромиссная борьба с прокрастинацией. Откладывать решение сложных задач на потом нельзя, необходимо отвести себе конкретный интервал на решение (например, полчаса) и заниматься только выбранным делом.