Пути формирования мировоззрения

Содержание
Системы приверженностей, идейных ценностей и представлений, определяющие интеллектуальные паттерны ментального восприятия мира у конкретного индивида или общественной группы, называются мировоззрением.
Типы мировоззрения обществознания определяют основные принципы и ценности в отношении социальных, политических и культурных аспектов жизни. Особенности мировоззрения включают в себя субъективные ответы, взгляды человека на мир на фундаментальные вопросы о природе человека, мира, общества и духовной реальности.
Все вопросы, встречающиеся по теме: «мировоззрение обществознание ЕГЭ» представлены в этом обзоре.
Этапность мировоззренческого формирования
Процесс формирования мировоззрения представляет собой сложную и многовекторную динамику, охватывающую различные аспекты жизни человека. Основные этапы:
- Первым этапом является формирование мироощущения, или, как его называют, сенсорный этап. Первичный опыт начинается с восприятия сенсорных воздействий на окружающий мир — чувств, эмоций, звуков, образов, запахов, вкуса и так далее. Это основа для первичного понимания окружающей среды, сохраняющей до конца не осознанный, участковый характер.
- Восприятия мира — ассоциативно-чувственное восприятие целостности мир, большей частью построенном на семейных ценностях. При этом, семья играет ключевую роль в формировании мировоззрения. Нормы, ценности, традиции и убеждения, передаваемые через семейное воспитание, оказывают сильное влияние на мировосприятие индивида. На этом этапе включается самопознание и рефлексия, позволяющая человеку осознавать свои убеждения, ставить вопросы, пересматривать свои взгляды и совершенствовать своё мировоззрение.
- Третий этап — приходит не только видение, но и понимание окружающего индивидуума мирового устройства. Познавательно-интеллектуальная сторона личности основывается на анализе и полученных знаниях. Образовательный опыт включает в себя учёбу в школе, университете, чтение книг, изучение наук и искусств. Эти элементы влияют на формирование интеллектуального уклада, ценностных ориентаций и общественного взгляда. Вероисповедание и религиозный опыт могут сильно влиять на мировоззрение, предоставляя ответы на фундаментальные вопросы о смысле жизни, нравственности и духовных ценностях.
- Этап постоянного развития: мировоззрение не является статичным. Оно может изменяться и развиваться на протяжении всей жизни человека под воздействием нового опыта, знаний и изменений в общественном контексте.
Пути формирования мировоззрения могут быть стихийными, внушёнными или осознанными. Осознанные формируются опытным путём, под воздействием факторов окружающей социальной среды, их осмысления и анализа.
Внушенные сформировываются под воздействием окружающего социума. Социальные взаимодействия с окружающим обществом, группами и индивидами формирует социальные навыки, общественные ценности и представления о справедливости.
Возможны пути формирования, связанные с этнической принадлежностью особенностей, традиций и истории.
Особенности воззрений
- Главными особенностями воззрения на мировое устройство является связь с историческим характером пережитого социумом, консолидацией социальных проблем в этом обществе.
- Формируются подспудно и подвергаются коррекциям на протяжении существования индивидуума.
- Они связаны с убеждениями — устойчивыми взглядами на социум, паттернами поведения, принципами, воплощениями их в собственное существование через поведенческие реакции.
- Определяют генерализованную ориентацию личности. Это мотивирующие совокупности взглядов, направляющих личность, в разной степени свободных от реальных ситуаций.
- Влияют на фенотипические качества индивидуума, паттерны, поведенческие реакции, наклонности, реакции на воздействие.
- В мировоззрении могут возникнуть различные направления. Возможны появления:
- Догматизма: характеризуется застойностью, отсутствием познавательных стимулов, авторитарностью и деспотизмом.
- Скептицизма: использование сомнений, как инструмента познания мира, недоверчивое отношение ко всему окружающему.
- Разумного критицизма: процесса анализа и оценки чего-либо с использованием логики, обоснованных аргументов и здравого смысла. В контексте обсуждения идей, проектов или творчества разумный критицизм может включать в себя выявление сильных и слабых сторон, конструктивные предложения и альтернативные решения. Основная цель разумного критицизма — не просто выражение негодования, а предоставление обоснованных мнений, которые могут способствовать улучшению ситуации или объекта критики.
Мировоззрение его виды
Все виды мировоззрения обществознания можно разделить и классифицировать на основании специфики его сформировавшей и содержания. Каким может быть мировоззрение:
На различных основах мировоззрения:
- Теоцентрического: понять, что такое теоцентризм очень просто. Оно основано на вере в существование высшей силы или сил, контролирующих мир.
- Природоцентрического: основано на уважении к природе, экосистемам и устойчивому развитию. Подчёркивает взаимосвязь всех живых существ и окружающей среды.
- Антропоцентрическое: человек рассматривается как центр вселенной, а его интересы, ценности и потребности считаются ключевыми и важными.
- Социоцентрическое: центральное значение придаётся обществу, коллективу или социальной группе.
- Знаниецентрическое: научное знание является основой для понимания природы, общества и всех аспектов человеческой жизни.
Объясняющее направленность воззрений:
- Прогрессивным.
- Реакционным.
- Революционным.
- Консервативным.
- Оптимистическим.
- Пессимистическим.
Может быть по способу восприятия реальности:
- Религиозным.
- Обыденным
- Философским
- Научным
Заключение
В обзоре были кратко рассмотрены основные вопросы структуры мировоззрения, основные этапы его развития, типы мировоззрений обществознания, которые могут встретиться на ЕГЭ.