Функции слухового анализатора ЕГЭ по биологии 2026

Содержание
Уровень биологического образования в школьной программе не соответствует экзаменационным материалам. Ученикам приходится самостоятельно углубленно изучать отдельные сложные темы, такие как строение уха человека.
Современная школьная программа по биологии основана на знаниях, которые были актуальны для конца XX века. Это главная проблема учащихся при подготовке к ЕГЭ. Дело в том, что биологическая наука считается одной из самых быстроразвивающихся в мире. Однако за 30 лет содержание школьных учебников по этому предмету осталось неизменным.
Если школьных знаний недостаточно, приходится записываться на дополнительные подготовительные курсы. Подобные обучающие программы позволяют разобраться в сложных темах и развить навыки мышления. Органам чувств человека посвящены отдельные информационные блоки.
На занятиях предоставляется теоретическая база, и разбираются практические задания. Используются различные способы подачи информации: текстовые блоки, таблицы, инфографика, видеоролики, схемы.

Расписание ЕГЭ [get Academic Year]: досрочный и основной периоды
Слуховая сенсорная система
Восприятие и анализ воздействия окружающей среды на человеческий организм выполняется высокочувствительными нервными аппаратами. Называют их сенсорными системами. Они имеют важное значение для функционирования организма. При помощи анализатора осуществляется восприятие и распознавание звуков.
Органы слуха позволяют человеческому организму воспринимать окружающие звуки в диапазоне -16-20000 Гц. Анатомия уха состоит из шести элементов.
Один из самых сложных вопросов на экзамене по биологии, как устроено ухо. Для организма человека свойственно сложное строение слухового анализатора. Он состоит из наружного, среднего и внутреннего уха.
Проще всего, ученикам запомнить строение наружного уха. Оно сформировано ушной раковиной и наружным слуховым проходом, обеспечивающим связь со средним ухом. Последнее состоит из тимпанальной мембраны и трех слуховых косточек: молоточка, наковальни и стремечка. С последним элементом граничит перепонка овального окна.
Еще один вопрос, вызывающий сложности у некоторых выпускников, где находится евстахиева труба. Она соединяет барабанную полость с носоглоткой. За счет этого регулируются перепады давления внутри среднего уха.

Расписание ЕГЭ [get Academic Year]: досрочный и основной периоды
Многих школьников приводит в недоумение простой вопрос, как выглядит барабанная перепонка. Внешне этот элемент похож на тонкую мембрану, между наружным и средним ухом.
Звуковые волны усиливаются наружным ухом и распространяются на тимпанальную мембрану. Вибрация передается на эластичную перегородку овального окна через систему слуховых косточек. В результате происходит изменение давления жидкости в верхнем канале улитки, и провоцируются движения покровной мембраны.
Под давлением мембраны происходит возбуждение волосковых клетей кортиева органа. Угасают колебания внутренней жидкости в верхнем канале за счет переливания в нижний канал сквозь геликотрему.
Возбуждение рецепторов слухового аппарата в виде импульсов поступает в головной мозг через слуховой нерв для дальнейшей обработки.

Расписание ЕГЭ [get Academic Year]: досрочный и основной периоды
Функции слухового анализатора
После изучения отделов слухового анализатора, обязательно необходимо внимательно изучить его функции, которые обеспечиваются за счет следующих механизмов:
- Звукопроведение. Сигналы проходят сквозь наружное и среднее ухо к внутреннему.
- Звуковосприятие. Осуществляется рецепторами кортиева органа. Обработка звуков на высокой частоте осуществляется нижней частью завитка, а на низкой — верхней.
Ототопика — способность определять локализацию источника звука, если человек его не видит. Эта способность обусловлена симметричной функцией обоих ушей. Регулирует ее ЦНС. Возникает ототопика за счет того, что звук, идущий сбоку, проникает в уши с разным временным интервалом и интенсивностью.
Это — особенность строения уха человека.