Особенности определения размера стихотворения

Содержание
Стихотворным размером в литературоведении называют порядок чередования ударных и безударных слогов в строке. Такая система необходима для создания ритма, который и отличает стихотворение от прозы. Впервые размерами русские литераторы начали пользоваться после 50-х годов XVIII века.
До этого стихи создавались по французским аналогам, которые утверждали, что главное — наличие равного числа слогов в каждой строке. Однако в случае с русским языком такая система была несовершенной: из-за лингвистических особенностей (в частности, подвижного ударения) даже рифмованные строки все равно не воспринимались как стихи.
Ситуацию удалось исправить двум талантливым литераторам XVIII века: М.В. Ломоносову и В.К, Тредиаковскому. Они изучили народные песни и на их основе создали придумали собственную систему стихосложения.
Ее особенностью стал особый ритм, создававшийся при помощи особой расстановки ударений.
Какими бывают стихотворные размеры
Другое название размеров — метры. В классической традиции использовалось пять типов метров, чьи названия появились еще в эпоху Античности:
- двустопные — ямб и хорей;
- трехстопные — анапест, дактиль и амфибрахий.
Стопа — название набора ударных и безударных слогов в строке, которая повторяется с определенной периодичностью.
Соответственно, в случае с ямбом и хореем она насчитывает два слога (ударный и безударный), а в случае с остальными метрами- три слога (ударный и два безударных). Для записи размеров литературоведы придумали профильные символы: «_» — ударный слог, «U» — безударный слог. После стопы ставится граница в виде знака «|».
Двустопные размеры
Первый из стихотворных метров — хорей. Для него актуальна схема |_U| . Соответственно, ударение падает на первый слог и последующие через один. Например: Гул затих, я вышел на подмостки (Б. Пастернак) — |_U|_U|_U|_U|_U|.
В отличие от хорея, ямб подразумевает, что ударение располагается на втором слоге, его схема выглядит как |U_|. Особенно часто таким размером пользовались классические поэты XIX века, в том числе, и Пушкин во многих своих произведениях.
Трехстопные размеры
Первый — это дактиль. В нем ударение размещается на первом слоге из трех. Схема выглядит как |_UU|. Например: Славная осень! Здоровый, ядреный… (Н. Некрасов) — |_U|_UU|_UU|_UU|.
В ситуации, когда в стопе ударение располагается на втором слоге, размер определяется как амфибрахий. Его схема выглядит как |U_U|. Последний из трехсложных размеров — это анапест. В таком случае ударение будет падать на третий в слог, как в схеме |UU_|.
Нестандартные варианты: спондей и пиррихий
Стихотворные размеры составлены по идеальной схеме. Однако в реальности поэты часто нарушают общепринятые правила. Самый известный пример подобного отклонения — первые строчки поэмы «Евгений Онегин».
Изначально метр здесь похож на ямб, однако уже в первой строке два ударных слога следуют друг за другом: Мой дядя самых честных правил, схема — |_|_U|_U|_U|_U|. Такое нарушение размера называют термином «спондей».
Есть отклонение от схемы и во второй строке: Когда не в шутку занемог, схема — |U_|U_|UU|_|. В данном случае вместо ударного слога мы наблюдаем безударный (в слове «занемог»). Такой вариант отступления от стихотворного размера называется «пиррихий».
Стоит отметить, что и спондей, и пиррихий есть почти в любом стихотворении. Однако они не мешают определить размер. Это связано с тем, что стихотворная речь очень ритмичная и человек проговаривает строки, подсознательно правильно расставляя ударения.
Помочь разобраться во всех перипетиях русского литературного языка помогут наши занятия с репетиторами в Москве.
Особенности определения размера стихотворения
Существует несколько подходов, дающих возможность понять, что за размер имеет произведение. Самый простой вариант из них — скандирование. В таком случае надо просто проговорить произведение как детскую считалку, выделяя ударные места. Например:
- мчА-тся-тУчи-вьЮ-тся-тУчи
- нЕ-ве-дИ-мко-Ю-лу-нА
(А.С. Пушкин «Бесы»)
Для большего эффекта можно притоптывать в такт или выстукивать ритм. Во время скандирования сразу станет понятно, что перед нами двустопный размер. Поскольку ударение падает на первый и последующие слоги, то это хорей.
Метод «Ваня»
Автор этого необычного подхода — А.А. Илюшин. Он долгое время изучал русское стихосложение и предложил соотнести размеры с разными вариантами имени Иван.
Ямб | Иван (ритм — «Иван-Иван») |
Хорей | Ваня (ритм — «Ваня-Ваня») |
Дактиль | Ванечка (ритм — «Ванечка-Ванечка») |
Анапест | Иоанн (ритм — «Иоанн-Иоанн») |
Амфибрахий | Ванюша (ритм — «Ванюша-Ванюша») |
Графический метод
Такой подход считается классическим и самым точным, хотя на него придется потратить достаточно много времени. Для начала возьмите стихотворение, размер которого вам надо определить (не более 6-8 строк). Классический пример:
Тучки небесные, вечные странники…
(М.Ю. Лермонтов «Тучи»)
Текст стихотворения нужно переписать на бумагу и поделить на слоги. Получится следующий вариант:
Ту|чки| не|бе|сны|е|, ве|чны|е| стра|нни|ки|,
_UU_UU_UU_UU
Сразу же становится заметно, что перед нами трехстопный метр, в котором первая стопа является ударной. Соответственно, это дактиль.