Обязательно решу ЕГЭ химия 2021 года

Содержание
2020 год стал для выпускников настоящим кошмаром. Переносы ЕГЭ из-за неблагополучной эпидемиологической ситуации, перевод школьного образования на дистанционную форму, непонятная ситуация с приемом в ВУЗы. Однако больше всех в психологическом плане пострадали ребята, которые выбрали ЕГЭ по химии.
Некоторые задания оказались для них совершенно незнакомыми. Давайте разберем, что же «пошло не так». Это поможет выпускникам лучше подготовиться к экзамену с установкой: «Обязательно решу ЕГЭ химия».
Особенности ЕГЭ по химии
В 2026 году структура контрольных измерительных материалов не изменилась, поэтому приведенная ниже информация актуальна и для нынешних выпускников. КИМ содержат две части:
- 1 блок из 29 заданий базового или повышенного уровней с кратким ответом, которые суммарно оцениваются в 38 баллов, что составляет 65,5% от максимального первичного результата;
- 2 блока из 6 заданий высокого уровня сложности, в которых необходимо дать развернутый ответ. Эта часть оценивается в 20 баллов.
Первую часть иногда называют тестовой, но угадать правильный ответ достаточно сложно, поскольку в каждом задании требуется выбрать два или более верных варианта из списка предложенных. Также есть вопросы на сопоставление и другие варианты, которые предполагают хорошую теоретическую подготовку и понимание основ химии.
В целом, уже несколько лет структура экзамена остается относительно постоянной, но формулировки заданий в КИМ оказались «не по зубам» многим выпускникам. Это и вызвало волну негодования в прессе и социальных сетях.
Дело в том, что авторы скандальных экзаменационных материалов сделали акцент не на зазубривании стандартных алгоритмов решения того или иного задания, а на понимании учебного материала.
Именно такой подход мы реализуем на курсах подготовки в паре, поэтому наши выпускники были готовы к подобной неожиданности, и для них задача «Решу ЕГЭ химия» стала вполне посильной.
Почему ЕГЭ по химии приобрел скандальный оттенок?
Практически сразу после завершения экзамена в соцсетях прокатилась волна возмущения. Достаточно большое количество участников даже не стали использовать все 3,5 часа, отведенные на написание работы, а просто раньше ушли домой.
После скандала и разбора вариантов КИМ в Рособрнадзоре эксперты пришли к выводу, что тематика заданий соответствовала заявленной в кодификаторе ФИПИ, на который необходимо ориентироваться при подготовке. Позиция ведомства была поддержана Ассоциацией учителей и преподавателей химии и рядом других организаций.
Вместе с тем, на сторону участников встали родители, некоторые учителя, политики и общественники, которые требовали пересмотреть результаты и отменить ЕГЭ. Появилось несколько петиций от защитников, причем обращение врача-лаборанта Сергея Арутюняна набрало более 50 тыс. подписей.
Проблема формулировок
Проблемой стали нестандартные (отличные от демоверсий, учебных пособий и других материалов) формулировки заданий и особенности терминологии. В частности, в КИМ было использовано название «реактив Толенса», которое присутствует в школьном курсе химии, но в тренировочных вариантах названо «щелочной раствор аммиаката серебра».
Этот гидроксид используется в реакции «серебряного зеркала» и позволяет обнаружить ряд веществ (сахара, альдегиды и пр.). Участники ЕГЭ, которые не освоили школьный курс химии, а точечно готовились «по алгоритмам», не распознали краткое название «гидроксида диамминсеребра (1)» и потеряли баллы за это задание.
Сложность заданий из 2 части
Больше всего жалоб поступило на задание №34, которое традиционно вызывает сложности на экзамене. В 2019 году эту задачу не смогли решить 72% участников ЕГЭ. В 2020 году только 13,9% выпускников удалось набрать хотя бы один балл, который начислялся за составление уравнений реакций и расчет количества веществ, участвующих в реакции.
Максимальные 4 балла получили всего 6,1% участников.
В аналитических материалах ФИПИ, выпущенных по итогам ЕГЭ, указано, что задание №34 и другие 5 заданий 2 части являются наиболее дифференцирующими, что позволяет выделить подготовленных учеников.
Впрочем, даже «слабые» участники могут набрать 1-2 балла за то, что переписали уравнения реакций или сделали другие первичные действия. В 2020 году доля таких «счастливчиков» составила 5,9% от общего числа участников.
Вместе с тем, следует учесть, что организаторы ЕГЭ в апреле 2020 года проводили вебинар для учителей, на котором сообщали о такой формулировке задачи №34.
Именно поэтому ребятам, которые ставят перед собой задачу «Решу ЕГЭ химия на 80+ баллов» лучше заниматься с преподавателями, которые следят за актуальной информацией ФИПИ и учитывают ее при подготовке учеников.
Как сдали предыдущий экзамен ЕГЭ?
На фоне развернувшегося скандала в ФИПИ сообщили, что комиссии будут трактовать результаты ЕГЭ по химии в пользу авторов работ. После подведения итогов экзамена стало понятно, что новая трактовка КИМ оказалась не по силам наименее подготовленным ученикам.
Доля выпускников, не преодолевших минимальный порог, увеличилась с 6,32% в позапрошлом году до 8,15% по отношению к текущему году.
При этом сильные ученики лучше справились с экзаменом: доля высокобалльников (80+ баллов) выросла с 11,18% до 14,33%. При этом средний результат участников ЕГЭ составил 55,09 тестовых балла: это ниже, чем в 2019 году (56,32 балла), но выше в сравнении с 2018 годом (54,63 балла).
Установка «Успешно решу ЕГЭ химия»
Как показал скандал 2020 года, в наиболее выигрышной ситуации оказались те выпускники, которые целенаправленного готовились к экзамену.
Высокобалльники с нестандартным мышлением, умеющие решать нешаблонные задачи, показали свое преимущество над конкурентами, которые заучивают алгоритмы. Именно эту выигрышную стратегию мы прививаем своим ученикам на курсах ЕГЭ по химии.