Проектная работа — основные особенности

Содержание
Школьная система образования включает несколько разноплановых видов деятельности, среди которых особое место занимает проектная работа. Чаще всего она ограничивается написанием рефератов, что, конечно же, не отражает всего многообразия плюсов от выполнения проектов и особенно от их защиты.
Это не просто деятельность — это инструмент, дающий необходимые навыки для сдачи ОГЭ и ЕГЭ. Давайте разберемся, что дает проектная работа в плане подготовки к основному и единому государственным экзаменам.
Проектная работа — основные особенности
Проект — работа, которая ориентирована на решение поставленной задачи с использованием творческих и/или исследовательских приемов. Наиболее простыми примерами проектной работы являются все тот же реферат или презентация.
Ученик получает тему, работает над ней в урочное или внеурочное время, оформляет результаты и защищает работу перед всем классом. Такие защиты в идеале помогают расширить кругозор других учеников, что также немаловажно с точки зрения обучения. Проектная работа не исчерпывается рефератами и презентациями.
К этому виду деятельности относится создание моделей или разнообразных конструкций, поделки, деятельность в походах или на экскурсиях и многое другое. Это может быть игра или серьезное исследование, подготовка публикации на школьный сайт или в научный сборник.
Говоря о проектной деятельности, следует отметить ее преимущества:
- • автор работает с интересной для себя темой (именно поэтому важно предлагать достаточное количество разноплановых тем проектов);
- • школьник учится ставить задачу, планировать свою деятельность и самостоятельно решать возникающие проблемы (Где достать материалы для поделки? Как сконструировать модель самолета? Как построить доклад и что включить в презентацию?);
- • ученик приобретает навыки поиска информации, анализа данных;
- • автор учится оформлять результаты и презентовать их перед аудиторией (делать доклад, отвечать на вопросы).
Проект может быть не только индивидуальным, но и парным или групповым. В последнем случае школьники учатся распределять обязанности и работать в команде. В теории преимущества проектной деятельности неоспоримы, но на практике многое зависит от системы обучения и педагога.

Проектная работа — проблемы школьной системы
В методических рекомендациях для учителей проект представляется, как вид деятельности с творческим уклоном. Его задачей с точки зрения образовательной системы является самостоятельная разработка выбранной темы с раскрытием творческого потенциала школьника.
В реальности многие школьники воспринимают проектную работу, как обузу и посягательство на свое личное время. Очень часто от средне- и старшеклассников можно услышать недоуменное: «А зачем мне это нужно?» Соответствующее «рвение» они проявляют и при выполнении задания.
Такое отношение связано со спецификой школы и с неумением (нежеланием) самих учеников мыслить нестандартно и самостоятельно. В тех учебных заведениях, где проектная работа ведется с младших классов, ситуация лучше. При этом обязательным условием является полноценное представление результатов деятельности.
Очень часто школьник добросовестно готовит первые проекты, но ему просто ставят оценку без защиты работы, уравнивая с теми, кто ничего не делал или делал спустя рукава. Таким ученикам нужна своя «минута славы», и при организации проектной деятельности учитель должен учитывать этот момент.

Роль проектной работы при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ
Очень часто подготовка к ЕГЭ и ОГЭ рассматривается, как натаскивание на решение стандартных задач. Это утверждение имеет смысл при работе со слабыми учениками, которым необходимо помочь набрать проходной балл.
С момента, когда одиннадцатиклассник ставит задачу поступления на престижную специальность, стандартные задания с кратким ответом из первой части переходят на второй план. Да и к ним термин «стандартные» не совсем применим.
Для пояснения этой идеи взглянем на первые пять задач из ОГЭ по математике. Все они касаются одной схемы: участникам государственного экзамена предлагают описание и схему домохозяйства, то есть исходные данные для проектирования.
К этому описанию прилагаются пять заданий, которые необходимо выполнить с опорой на исходные данные:
- • определить недостающие элементы на плане;
- • подсчитать, сколько упаковок плитки необходимо для укладки во дворе;
- • найти площадь дома;
- • определить расстояние между двумя объектами на плане;
- • подсчитать, при каком расходе энергоносителя окупится один из предложенных способов отопления (решить задачу по оптимизации).
Фактически, участнику необходимо выполнить проект с опорой на простые математические навыки и бытовой опыт.
Четыре задания из пяти в этом наборе — простейшие, но многие школьники испытывают трудности и с ними. Они не привыкли к проектной работе на математике, не умеют нестандартно подходить к решению таких задач, поэтому с трудом справляются даже с элементарными, но нестандартными заданиями.
Проектная работа направлена на устранение этих пробелов, что важно как для ОГЭ и особенно ЕГЭ, но и для будущей учебы в вузе, где курсовые работы и аналогичные самостоятельные проекты — явление обыденное.