Оффлайн- или онлайн-обучение — что лучше?

Содержание
Появление интернета в нашей жизни кардинально изменило многие аспекты нашей жизни, в том числе и образовательную систему. Сейчас практически каждый школьник имеет доступ в сеть, а с ним и возможность обучаться дистанционно.
Речь идет не только об курсах программирования или других внешкольных активностях, но и о полноценном образовании. Вместе с тем не утихают споры о том, что лучше: онлайн или оффлайн обучение.
Попробуем разобраться в этом вопросе.
Что такое онлайн-, оффлайн- и дистанционное обучение
Прежде, чем сравнивать разные формы обучения, необходимо понять, чем один из них отличается от других. С оффлайн-обучением — подходом все понятно — это привычный образовательный формат, в котором взаимодействие между учеником и преподавателем осуществляется в очном формате, то есть в классах, университетских аудиториях и пр.
Такой подход всем знаком со школьной скамьи.
Дистанционное обучение по школьной программе — это формат, в котором основное взаимодействие между преподавателем и учеником осуществляется в удаленном режиме.
Родители, дедушки и бабушки нынешних школьников знают об этом подходе на примере заочного обучения в институтах и университетах. Более того дистанционное обучение стало обыденностью в разгар пандемии коронавируса, когда школы перевели на «удаленку».
Характерной чертой этого образовательного режима является характер взаимодействия между субъектами: учитель присылает уроки, а ученики в свободное время просматривают, выполняют задания и отправляют их по выбранному каналу коммуникации.
Взаимодействие при дистанционном обучении может осуществляться следующим образом:
- по электронной почте;
- с помощью записи уроков на видео-сервисах, в частности YouTube;
- пересылкой видео в мессенджер;
- на специальных платформах, например, Google Classroom.
Онлайн-обучение — это более «продвинутый» дистанционный формат, когда взаимодействие осуществляется в реальном времени. Уроки проводятся через групповые видео-чаты в мессенджерах или через специализированные сервисы (например, Google Meet или Zoom), где можно пользоваться виртуальной доской или другими удобными инструментами.
Появление этого формата связано с увеличением скорости интернета и доступностью сети на разных устройствах — от персонального компьютера до смартфона.
Преимущества и недостатки оффлайн-обучения
Как и остальные методы взаимодействия, оффлайн-обучение имеет комплекс положительных и отрицательных (в основном, организационных) сторон. К первым относится:
- личный контакт между преподавателем и учеником/учениками;
- возможность полноценной работы в команде (кроме варианта обучения с репетитором);
- практическая ориентированность: для некоторых видов активности оффлайн остается единственным способом освоить учебный материал (например, при приобретении рабочих профессий или при получении навыков вождения автомобиля);
- общение со сверстниками на занятиях и в перерывах, то есть 100% социализация;
- возможность полноценных консультаций, когда преподаватель плотно работает с учеником, объясняя непонятные моменты.
К минусам оффлайн-обучения относятся следующие нюансы:
- необходимость тратить время на поход/поездки в школу, на курсы, в университет;
- организационные сложности: необходимость аренды аудиторий, составления удобного графика, оплата работы не только преподавателей, но и технического персонала, лаборантов, административных работников и пр.;
- высокая цена обучения (на платных занятиях за все платит ученик или его родители, а в бюджетном заведении — государство, а значит косвенно процесс финансируют те же родители).
Преимущества и недостатки дистанционного обучения
Говоря о дистанционном обучении, будем подразумевать лишь взаимодействие через интернет, так как этот метод сейчас считается основным.
Такая возможность для образовательных организаций утверждена на законодательном уровне с 2012 года, когда был принят закон №273-ФЗ, в статье 16 которого прописана опция электронного обучения через телекоммуникационные сети и применение дистанционных технологий для обучения на расстоянии.
Положительные стороны этого формата:
- экономия времени и сил из-за отсутствия необходимости регулярно ездить на занятия;
- возможность широкого задействования современных компьютерных технологий;
- удобный график занятий: ученик может смотреть уроки и выполнять задания в любое удобное для себя время;
- отсутствие затрат на аренду аудиторий, а значит более низкая цена уроков, лекций, курсов и пр.;
- отсутствие влияния человеческого фактора на взаимоотношения в коллективе или между учеником и учителем (при отсутствии личного контакта маловероятно возникновение антипатии, фактов буллинга и пр.).
К отрицательным сторонам дистанционного обучения можно, пожалуй, отнести только минимизацию личных контактов между преподавателем и учеником, а также отсутствие социальной среды.
В таких условиях приходится самому преодолевать трудности, пользуясь интернетом, книгами и другими источниками знаний, а также удаленными консультациями с преподавателем.
Кроме того, фактор мотивации нельзя сбрасывать со счетов — в дистанционном формате могут учиться далеко не все, а только мотивированные и организованные ребята.
Преимущества и недостатки онлайн-обучения
Преимущества онлайн-формата практически повторяют плюсы дистанционного обучения. В дополнение к ним следует добавить:
- полноценный личный контакт и обратную связь, не уступающие оффлайн-взаимодействию;
- взаимодействие с учениками своего уровня на коллективных занятиях;
- возможность активно использовать в учебном процессе современные технологии;
- полноценный контроль учебного процесса со стороны преподавателя;
- возможность повторно просматривать видеозаписи уроков, что маловероятно при обучении в оффлайн-среде.
К недостаткам онлайн-подхода можно отнести отсутствие полноценных возможностей обучения для некоторых профессий. В школьном образовании это ограничение отсутствует, поэтому мы с успехом реализуем как онлайн-, так и оффлайн-подход в рамках школьных курсов , а также для подготовки к ЕГЭ / ОГЭ / ВПР / олимпиадам.