Особенности ЕГЭ 2026 по русскому языку

Содержание
ЕГЭ по русскому языку — обязательный пункт программы для любого выпускника, а сочинение — его важная и наиболее «дорогая» часть. Каждый хочет написать его на высокий балл. Вместе с тем, подготовка к сочинению должна базироваться не на таланте «лить воду на бумагу», а на определенных критериях, соответствие которым проверяют эксперты.
На что обращать внимание, чтобы не потерять баллы в 2026 году? Стоит ли заучивать клише для сочинения по русскому ЕГЭ? Как готовиться к этому элементу экзамена?
Особенности ЕГЭ 2026 по русскому языку
Задание №28 — весомый вклад в общий успех на экзамене. До ЕГЭ остался почти год, поэтому вы еще успеете проработать все элементы, чтобы набрать высокий балл. Кстати, за идеальное сочинение можно получить 25 баллов или 42% от максимально возможного результата за весь ЕГЭ.
Сочинение пишется по исходному тексту из первой части ЕГЭ. Какие элементы должны присутствовать в работе? Это указано в контрольных измерительных материалах, которые служат своеобразной подсказкой для тех, кто вообще не готовился к сочинению.
Мы же рекомендуем изучить «формальную» сторону экзамена заранее, чтобы написать качественный, аргументированный текст в соответствии с предложенными правилами.
Итак, о правилах. По требованиям ФИПИ в 2022 году в сочинении должно быть от 150 до 300 слов. Если объем работы составит от 70 до 149 слов, оценки по ряду критериев будут снижены. При объеме до 69 слов автор получит за сочинение 0 баллов. Также запрещается полностью переписывать исходный текст.
При этом умеренное цитирование разрешено. Во избежание чрезмерного цитирования можно ссылаться на номера предложений в исходном тексте. Это удобно для автора и упрощает восприятие сочинения экспертами.
Содержание сочинения
В сочинении оцениваются следующие моменты:
- содержание;
- речевое оформление;
- грамотность.
Сейчас нас интересует только содержание, в котором должны присутствовать следующие моменты:
- формулировка проблемы опорного текста: 1 балл — «стоимость» невелика, но при неверной формулировке можно потерять 9 баллов;
- комментарий к проблеме: 6 баллов;
- позиция автора опорного текста: 1 балл;
- отношение экзаменуемого к позиции автора: 1 балл.
Чтобы отразить указанные вопросы, автор работы должен придерживаться следующей структуры сочинения:
- водная часть (2-3 предложения);
- формулировка и анализ проблемы (3-4 предложения);
- комментарий с 2 примерами иллюстрациями и пояснениями к каждому из них (обязательно необходимо указать связь между примерами);
- позиция автора (2-4 предложения);
- отношение экзаменуемого (3-5 предложений);
- заключение (3 предложения).
Клише для сочинения по русскому ЕГЭ
Для каждой из указанных выше частей сочинения можно пользоваться готовыми клише.
Это упрощает работу над написанием работы, экономит время и обеспечивает связность изложения. Конечно, зубрить клише для сочинения по русскому ЕГЭ нет необходимости — важно ознакомиться с ними, почувствовать подход и использовать аналогичные приемы в своей работе.
Клише для вводной части
Самое сложное — начать сочинение, подводя читателя к проблеме исходного текста. В этом случае лучше не использовать стандартные клише об актуальности. Часто автор исходного текста писал свои строки сотню-две лет назад, поэтому они могут не быть актуальными в наши дни.
К первым строкам текста лучше подойти творчески, хотя и в этом творчестве могут быть стандартные приемы. Для иллюстрации обратимся к тексту из демоверсии 2026 года и попробуем заинтересовать читателя вопросом: «Что такое «шедевр»? (Паустовский сам сделал нам эту подсказку).
Клише для формулировки проблемы
- Автор предложенного нам отрывка (можно указать ФИО) затрагивает проблему…
- В тексте Автора поднимается проблема…
- Прочитав строки Автора, я задумался (задумалась) над проблемой…
Клише для комментария
- Автор поднял эту проблему, когда…
- Проблема взволновала и самого автора, который…
- Автор рассуждает над проблемой с позиции… (рассказчика, участника и пр.)
Далее нужно перейти к примерам-иллюстрациям:
- Автор увидел решение в…
- Писатель склоняется к мысли, что…
- Действия героя свидетельствуют о…
- Автор привлекает внимание читателей, рассказывая о… (для публицистики или в художественных текстах от первого лица)
Для перехода между примерами-иллюстрациями:
- В другом эпизоде писатель указывает на…
- У писателя есть еще один аргумент в пользу идеи…
Клише для позиции автора
- Автор считает, что…
- Позицию автора не нужно искать между строк. Она сформулирована четко и ясно…
- Писатель однозначно не сформулировал свою позицию, но мы можем предположить, что…
Клише для позиции экзаменуемого
- Я согласен с автором…
- Мне чужда позиция автора…
- Считаю, что автор не прав…
В обосновании своего отношения экзаменуемый может использовать фразы:
- Мой опыт подсказывает, что…
- Я пережил подобную ситуацию…
- Моя позиция подтверждается…
Клише к заключению
- В заключение хочу сказать, что…
- И пусть наши позиции отличаются, но…
- По-моему, сходство наших позиций свидетельствует в пользу…
Заключение
В заключение хотим сказать, что подготовка к ЕГЭ по русскому языку — не заучивание клише. Опирайтесь на эти примеры, формируя свой собственный арсенал для аргументации. Только тогда даже самая неожиданная тема на государственном экзамене не создаст проблем.