Правописание гласных о е после шипящих

Содержание
Даже после изучения школьной программы ученики часто не знают, как писать гласные после шипящих О Е. Это приводит к возникновению частых ошибок при написании разных частей речи. Данное правило изучается на уроках в 3-4 классах.
Некоторые учителя не уделяют данной теме достаточного внимания на курсе младшей школы. В итоге у учащихся остаются пробелы в знаниях.
Трудность заключается в том, что выпускникам непременно придется столкнуться с заданиями на эту тему во время ОГЕ или ЕГЭ. Компенсировать недостающие знания поможет прохождение подготовительных курсов к ЕГЭ и ОГЕ по русскому языку.
Задача курса быстро и эффективно повторить школьную программу русского языка. Опытные педагоги знают, как подготовить учащихся к централизованному тестированию.
ОГЕ и ЕГЭ по русскому языку проходят в формате теста, состоящего из 26 заданий. Каждое из них проверяет у выпускников уровень практического знания языка. Учащиеся должны владеть всеми нормами языка, в частности знать, когда пишется о или е после шипящих.
Иначе просто не смогут набрать необходимое количество баллов на экзамене.
Правописание гласных О и Е после шипящих
Прежде всего, необходимо вспомнить и обобщить ранее изученное в школьной программе. Какая гласная пишется после шипящих, зависит от того, в какой морфеме они находятся.
Определить какая гласная пишется в корне, не составит труда, если знать правило шипящих. Для этого используется принцип проверки при помощи однокоренного слова:
- Если при изменении формы слова или при образовании производных слов ударение изменяется, перемещается на другой слог, или не сдвигается, но происходит чередование, то используется «Ё». Примеры: шёпот — шептать — шепчет, дешёвый — дешевле.
- Если ударение остается на одном и том же слоге и «О» не чередуется с «Ё» — пишется буква «О». Примеры: шов, шорох, чопорный.
- В безударной позиции в словах иностранного происхождения после шипящих используется «О» (ранчо, жонглер, шоссе).
Практически все школьники, да и некоторые взрослые не знают орфограмма о или е после шипящих в словах «ожог» и «поджог». Надо запомнить: в существительных в данном случае применяется «О». Если в письменной речи используются глаголы «ожёг» и «поджёг», то правильно применять «Ё».
Когда пишется Е а когда О под ударением
Школьников интересует, как определить, какую гласную букву использовать под ударением после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи. Для этого необходимо выяснить, от какой части речи сформировано это слово.
Если слово сформировано от имени существительного, то используется «О»: пятачок — пятак, ножовка — нож. Если слово образуется от глагола, используется «Ё». Примеры: ретушёр — ретушировать, ночевка — ночевать.
«О» произносится и пишется в следующих случаях:
- В окончаниях прилагательных и существительных: плащом.
- В суффиксах:
- существительных -онок, -ок, -онк: медвежонок, грачонок;
- прилагательных -ов: парчовый;
- наречий: свежо, горячо.
Во всех остальных случаях под ударением после шипящих применяется «Ё»:
- В окончаниях глаголов: щебечет, клекочет.
- В суффиксах:
- -енн, -ен прилагательных и страдательных причастий: решенный, огорченный;
- существительных образованных от глаголов: тушёнка, ночёвка;
- глаголов: выкорчёвывать;
- существительных — ёр: ухажёр, шофёр;
- В местоимении «что» в предложном падеже: о чём; или в составе иных слов: нипочём.
Педагоги рекомендуют выучить наизусть написание отдельных слов с затененным составом и непродуктивными суффиксами: чащоба, чечетка, крыжовник, обжора, трущобы, трещотка.
Как быстро усвоить учебный материал
Усвоить данный учебный материал поможет простой алгоритм. Он состоит из трех последовательных шагов. Учащийся должен определить:
- В корне слова гласный или нет? (Если да — используется Е — Ё. Кроме исключений. Если нет — учащийся переходит к следующему пункту).
- Является ли слово глаголом? (Если да — Ё. Если нет — ученик приступает к третьему пункту).
- Под ударением или нет? (Если да — О. Кроме исключений. Если нет — Ё).
Указанный алгоритм необходимо запомнить. Он придет на помощь, как на экзамене, так и в повседневной жизни.
Педагоги предлагают также использовать удобную схему-опору.
Чтобы успешно сдать экзаменационное испытание учащимся необходимо выучить правило на О и Е и систематизировать знания. Совершенствование орфографических и пунктуационных навыков позволит с легкостью справиться с заданиями.
Осознанный выбор варианта написания О Е в словах после шипящих должен сводиться к двум действиям:
- определению морфемы;
- определению принадлежности слова к части речи.
Для лучшего запоминания слов-исключений рекомендуется подобрать к каждому из них ассоциацию. После освоения теоретических знаний, следует решить несколько упражнений на правописание гласных после шипящих О Е.