Как развить эмпатию у ребенка?

Содержание
Эмпатия — один из важнейших soft skills, который поднимает обычное межличностное общение на новый уровень. Многие путают данное понятие с умением сопереживать или состраданием, однако это не так.
Речь в данном случае идет об умении понимать эмоциональное состояние собеседника и давать соответствующий отклик, причем все это делается осознанно, без переноса чужой ситуации и проблем на себя.
Психологи выделяют следующие уровни эмпатии:
- Низкий. Задействованы исключительно зеркальные нейроны, которые помогают неосознанно повторять отправленные другим человеком невербальные сигналы;
- Средний. Человек хочет понять другого, узнать, как и почему сложилась данная ситуация. Многие с успехом умеют поставить себя на место другого;
- Высший. Эмоциональное состояние других людей считывается быстро и правильно, а отсутствие погружения в чужие проблемы помогает оказать собеседнику реальную помощь.
Для чего воспитывать эмпатию в ребенке?
Умение сопереживать — отличное качество, которое может сделать даже маленького человека счастливее. Многие успешные школьники, которые являются признанными лидерами и в классе, и за его пределами — хорошие эмпаты.
Умение правильно разобраться в сложной ситуации, связанной с межличностными общением, существенно облегчает жизнь маленького ребенка и подростка, а также становится залогом успешного поведения во взрослой жизни.
Благодаря развитию эмпатии у маленького человека формируется ряд ценных качеств:
- Толерантность к чужим чувствам и мировоззрению;
- Повышенная внимательность к другим людям;
- Умение выслушать и услышать;
- Развитый эмоциональный интеллект;
- Умение легко устанавливать близкие контакты со сверстниками;
- Позитивное мировоззрение.
Детская эмпатия: основные этапы развития
Первые годы жизни ребенок не способен к сопереживанию: он может причинять боль и страдания и даже не замечать этого. В то же время даже малыши могут «заражаться» чужой эмоцией — плакать или смеяться, если другой ребенок в их присутствии делает то же самое.
В период активного развития речевых навыков (чаще всего после трех лет) дети начинают интересоваться своими и другими чувствами, сравнивать их, интуитивно чувствуют настроение близких людей. В 4-5 лет ребенок уже чувствует других людей и даже старается выражать сочувствие и сопереживание, хоть и не всегда знает, как это правильно сделать.
С 6-7 лет (когда ребенок начинает ходить в школу) эмпатия выходит на новый уровень: в жизни появляются новые люди и занятия, которые расширяют знания о внутреннем мире.
Дети начинают гораздо больше читать, причем учатся делать это осознанно, с проработкой проблемных ситуаций. В этом возрасте активно вырабатываются социальные навыки, формируется умение правильно вести себя в неформальных ситуациях.
С 9-10 лет (а многие и раньше) дети уже умеют осознанно сочувствовать, сопереживать. Они хорошо чувствуют состояние друга или близкого человека, стараются помочь ему словом или делом.
К раннему подростковому возрасту эмпатия уже, как правило, сформирована — если нет, родителям есть над чем работать.
Как развить эмпатию у ребенка?
Овладение важнейшими коммуникативными навыками — это момент, в котором школа мало чем может помочь мамам и папам. В младших классах на уроках чтения упор делается на овладение правильными навыками формального общения.
Школьный курс литературы в средних и старших классах хоть и предполагает погружение во внутренний мир персонажей, однако это делается на примере не очень интересных произведений и неблизких школьнику персонажей, вызывая мало отклика в душе.
Именно поэтому развитие эмпатии в раннем возрасте (в особенности у хоумскулеров) — задача исключительно родителей.
Как понять, что у ребенка проблемы с эмпатией?
Свидетельствовать об этом могут такие признаки:
- В общении малыша с детьми преобладают диктаторские нотки, он не слушает мнение других, теряет терпение при совместном обсуждении, напористо продвигает свою точку зрения;
- Ребенок игнорирует чужие границы: спокойно берет чужие вещи и игрушки, может их сломать и не почувствует раскаяния и дискомфорта даже в том случае, когда хозяин сильно расстраивается;
- В отношении к окружающему миру часто проявляется жестокость: словесная по отношению к другим детям (унижение, оскорбление за особенности внешности) и физическая по отношению к домашним животным (обращение как с игрушками, насильственное тисканье);
- Дети с проблемами в плане эмпатии не умеют просить прощения или делают это неискренне — они зачастую просто не понимают, для чего это нужно;
- Даже после доверительных разговоров ребенок равнодушно относится к проблемам родителей, не меняет свою линию поведения и не интересуется делами близких.
Как же помочь ребенку в подобной ситуации?
Заведите привычку делиться с сыном или дочкой своим эмоциональным состоянием, рассказывайте как о положительных, так и об отрицательных моментах.
Не отмахивайтесь от чувств малыша, даже если они проявляются совершенно не вовремя, помогайте сформулировать и принять их. Дети, которые понимают и принимают собственные чувства, хорошо определяют переживания других людей в аналогичных ситуациях.
Отличным подспорьем станет художественная литература. Каждое произведение, даже самую коротенькую сказку, можно использовать как «тренажер» эмпатии: разбирать поступки и чувства героев, ставить себя на их место, находить аналогии в собственной жизни. Для этой цели подходят истории не только о людях, но и о животных.
Кстати, именно домашние животные могут серьезно помочь в воспитании эмпатии. Маленькое зависимое существо выражает эмоции способом, который хорошо понятен малышу, поэтому он легко поймет, что пошло не так.
Жестокое обращение с домашними питомцами, которое доминирует несмотря на все объяснения — сигнал о том, что родителям стоит задуматься об эмоциональном благополучии своего чада.