Оценивание ВПР по математике

Содержание
Всероссийские проверочные работы входят в перечень мероприятий, которые Рособрнадзор проводит для проверки текущего состояния образовательной системы в конкретном регионе, школе, классе.
Это контрольные работы с повышенным уровнем ответственности, «нервирующие» как учителей, так и самих учеников и их родителей. Особенно это касается ВПР по математике 6 класс.
Для ребят такие испытания все еще в новинку, поэтому к ним лучше подходить с хорошим уровнем подготовки.
ВПР по математике 6 класс: структура и содержание
Правила и материалы проведения ВПР разрабатывает подведомственный Рособрнадзору «Федеральный институт оценки качества образования» (ФИОКО).
Ежегодно образовательные «власти» заново утверждают образцы и описания ВПР по математике 6 класс, хотя из года в год структура и содержание работ меняется незначительно.
Такое постоянство связано с привязкой к образовательному стандарту ФГОС, на который опирается вся проверочная документация.
В 2021 году ВПР для шестиклассников состояла из 13 заданий, которые охватывали основные разделы математики, изученные школьниками:
- числа и вычисления (8 заданий, в том числе комбинированное №13);
- геометрические фигуры (1 задание);
- текстовые задачи (3 задания, в том числе комбинированное №13);
- статистика, теория вероятностей (1 задание);
- измерения и вычисления (1 задание).
В проверочной работе контролируются знания и умения учеников 6 классов, приобретенные в ходе изучения курса математики. Шестиклассники должны уметь:
- работать с натуральными числами и дробями;
- считать в уме и на черновике;
- применять на практике признаки делимости на 2, 3, 5, 9 и 10;
- чертить и знать базовые свойства геометрических тел (шар и куб), фигур (треугольник, четырехугольник, круг), отрезков, прямых, точек и пр.;
- работать с диаграммами и таблицами;
- логически обосновывать математические действия;
- решать логические и практические задачи с использованием приобретенных знаний.
Оценивание ВПР по математике
Задания ВПР имеют разную степень сложности и оцениваются в 1 (10 заданий) или 2 балла (3 задания). Однобалльные задания представляют собой вопросы/примеры/задачи с кратким ответом. Задания по 2 балла требуют развернутого ответа.
В работе представлены по 6 заданий базового и повышенного уровней, а также одно задание высокого уровня сложности.
По правилам 2021 года за ВПР можно было получить 16 первичных баллов, которые переводятся в привычную оценку по определенной шкале. Минимальный порог для получения оценки «3» составляет 6 баллов. Для получения «четверки» необходимо набрать 10 баллов, а отметку «5» выставят за 14 и более баллов.
ВПР по математике 6 класс: примеры заданий
Часто учителя «пугают» школьников всероссийскими проверочными работами. Этот эффект подогревают в СМИ и соцсетях, хотя фактический ВПР представляют собой относительно несложные контрольные работы. Бесспорно, у них есть и своя специфика, которую следует учитывать при подготовке.
Во-первых, это разноплановость заданий, представленных в одной работе. Это требует от участников ВПР владения всем учебным материалом.
Во-вторых, участники должны показать не только математические, но и междисциплинарные навыки. Многих неподготовленных учеников такая специфика сбивает с толку.
Чтобы успешно справиться с заданиями проверочной работы, необходимо быть готовым к их особенностям. Разберем несколько типовых примеров из демоверсии ВПР по математике 6 класс за 2021 год.
Задания с кратким ответом
При выполнении этой категории заданий рекомендуем пользоваться черновиком. В бланк работы следует записывать только ответ, но угадать не получится, поэтому лучше подходить к таким заданиям, как к стандартным задачам.
Их можно разделить на несколько категорий. Наиболее простыми являются задания на проверку навыков вычислений. Они требуют следующих умений:
- арифметические действия с натуральными числами, десятичными и обыкновенными дробями;
- умение раскрывать скобки;
- работа с отрицательными числами;
- умение применять теоретические знания на практике.
Наиболее сложным из заданий 1-4 считается задача №3, в которой нужна не просто внимательность, а понимание законов математики. Ученик должен прочесть условие и сделать вывод, что 210 — это 2/3 от исходного числа. Такие рассуждения дадут возможность рассчитать исходное число по понятной ученику схеме, например:
210/2 + 210 = 105 + 210 = 315.
При подготовке советуем не просто решить задание, но и попробовать самостоятельно составить похожие задачи, чтобы понять логику рассуждений.
Похожим образом решается и задание №5, однако оно требует еще и практического мышления. Ученик должен уметь сопоставить размеры двух объектов «на глаз». При необходимости для прикидочной оценки можно использовать ручку, отмерив на ней длину легкового авто и «вписав» его в длину автобуса. Не следует бояться ошибиться при замерах, ведь в задании просят дать «примерный ответ».
Кроме того, следует учесть, что в условии длина автомобиля дана в метрах, а ответ просят перевести в сантиметры. В итоге «на глаз» можно определить, что в автобусе «помещается» примерно 2,5 авто. В результате ответ будет составлять:
4,2 м х 2,5 = 10,5 м = 1050 см
Аналогичным образом следует подходить и к остальным заданиям с кратким ответом: внимательно читая условия и перепроверяя свои рассуждения на черновике.
Задания с развернутым ответом
В демоверсии 2021 года в этот блок входят задачи следующего типа:
- на выполнение относительно сложных арифметических вычислений;
- на работу с процентами;
- на умение логически рассуждать при решении математических задач.
Первые два типа задач также требуют только внимательности и вдумчивости. Прорешайте их на черновике, а потом перепишите ход решения и ответ в бланк ответа. Третий тип задач особенно интересен, поскольку ориентирован на ребят с математическим мышлением.
Такое мышление нельзя заложить по определенной схеме. Оно формируется на уроках или дополнительных занятиях (в том числе и при подготовке к ВПР в нашем образовательном центре) путем решения задач с нестандартными рассуждениями.
Пусть задание №13 «весит» всего 2 балла, но именно такие задания помогают понять математику и подготовиться к специфике ОГЭ, ЕГЭ, олимпиадам или вузовским занятиям.
Настоящий математический образ мышления рождается не вдруг, а в результате прилежных тренировок.