Разбор синтаксический простых предложений

Содержание
Разбор синтаксический предложения — это максимально полный анализ фразы, который позволяет получить представление о его типе, структуре, эмоциональной окраске и других моментах.
При подготовке к ЕГЭ по русскому языку необходимо повторить либо заново выучить всю схему синтаксического разбора. И в первую очередь необходимо запомнить, что порядок действий напрямую зависит от того, относится ли формулировка к категории сложных или простых.
Разбор синтаксический простых предложений
Простое предложение имеет только одну грамматическую основу. Начальный этап работы в данном случае — определение цели высказывания. Различают следующие варианты:
- Повествовательное (в спокойном тоне сообщает о каком-либо факте). Пример: По ночам у нашего котенка просыпается бешеная активность;
- Побудительное (призывает совершить определенное действие). Пример: Поиграй со своим домашним животным!
- Вопросительное (содержит вопрос, который подразумевает ответ). Пример: Куда подевались перекись водорода и зеленка?
Следующий шаг — определение эмоциональной окраски.
В соответствии с данным критерием фразы делятся на восклицательные (Как ужасно пахнет!) и невосклицательные (Просто нужно вовремя выключать духовку). Во втором случае высказывание нейтрально, в первом несет яркую эмоциональную окраску, на что указывает соответствующий знак в конце.
Далее следует заняться поиском грамматической основы. Если основа одна, то речь идет о простом предложении, если несколько — то о сложном. В зависимости от полноты комплекта главных членов различаются следующие варианты:
- двусоставное, в котором имеются и подлежащее, и сказуемое (Она любит мороженое);
- односоставное, в котором присутствует только один главный член (Не нахожу подлежащее).
Если в односоставном варианте подлежащее имеет форму именительного падежа, то формулировка считается назывной. Если имеется только сказуемое, то речь идет о глагольном предложении, которое в зависимости от грамматической формы основы бывает:
- Определенно-личное (глагол первого лица ед. ч.): Хочу забрать все себе;
- Неопределенно-личное (глагол третьего лица мн. ч.): Хотят отдать все мне;
- Обобщенно-личное (глагол третьего лица мн. ч., вместо подлежащего можно поставить «они» либо «все»): Думают только о доме;
- Безличное (безличный глагол): Меня бросает в жар.
Следующий этап — поиск второстепенных членов предложения.
Если присутствуют только подлежащее и сказуемое, то речь идет о нераспространенных предложениях, если есть второстепенные члены — о распространенных. Примеры: Я ем/Она ест редко и мало.
Определением необходимых членов предложения
Если смысл предложения полностью ясен, то оно является полным (Я играю с маленьким котенком). При отсутствии второстепенных членов, которые позволили бы понять смысл высказывания без предыдущего контекста, предложение называется неполным (Моей дочке уже надоело этим заниматься).
Теперь определяем, является ли наше простое высказывание осложненным.
В роли осложнителей могут выступать однородные члены (В зоопарке есть гималайские, бурые и белые медведи), обращения (Маша, пошли уже в школу!), вводные слова (Ему, кажется, уже пора домой) и такие обособленные члены предложения:
- определения (Мальчик, выросший в условиях городской квартиры, отлично вписался в сельскую компанию);
- сравнительные обороты (У нас больше ореховых деревьев, чем у соседей);
- дополнения (Все учителя, кроме преподавателя черчения, освоили Zoom);
- приложения (Мой друг, айтишник, зарабатывает баснословные деньги);
- обстоятельства (Возле кровати, в самом темном углу, сидело что-то лохматое).
Последний этап — разбор предложений по членам и составление схемы. При разборе сначала определяются главные члены, после них — второстепенные. Каждый из членов подчеркивается специальной линией.
При наличии знаков препинания необходимо объяснить их постановку.
Разбор синтаксический предложения сложного
При работе со сложными предложениями два первых этапа аналогичны уже приведенной схеме — определение целей высказывания и эмоциональной окраски. После этого необходимо отыскать грамматические основы, доказать, что фраза является именно сложной и определить тип.
В зависимости от типа связи выделяют следующие сложные утверждения:
- Бессоюзные (Наступило лето, закончилась учеба в школе);
- Сложносочиненные (Начались дожди, а с ними смылись все рисунки с асфальта);
- Сложноподчиненные (Я не могу дождаться, когда же закончится неделя).
Необходимо обязательно указать тип союзной связи, а для сложноподчиненных фраз — выделить главную и придаточную части. Обе части воспринимаются по умолчанию как простые предложения и анализируются по схеме, которая приведена выше.
Разбор синтаксический предложения сложного также заканчивается составлением схемы с объяснением правил, согласно которым были расставлены знаки препинания.