Тема и главная мысль в тексте: отличия

Добавлено: 5 мая 2022 в 18:48
Как сформулировать главную мысль в тексте?


ОГЭ и ЕГЭ подразумевают умение работать с текстом. Классикой можно назвать задание, связанное с определением главной мысли, темы. Далеко не во всех школах у учащихся бывает достаточно практики, чтобы быстро ухватить суть задания.

Однако оно наглядно демонстрирует то, каковы навыки работы с текстом у учащегося, насколько он способен уловить суть, главную мысль.

Это непростые задания сами по себе, они требуют подготовки.

Как сформулировать главную мысль в тексте?

Какое отличие между темой и главной мыслью в тексте

Порою приходится иметь дело с текстами публицистического типа, где уже самим автором явно выделяется главная идея, мнение относительно поставленной проблемы.

Но чаще всего приходится работать с художественной литературой, где нет ясного контекста относительно проблематики, нет наводящих риторических вопросов. Тон задают действующие лица, описание их чувств, окружающего пространства.

Итак, тема текста означает суть, тематику. Это могут быть взаимоотношения людей, проблема войны или экологии. В каждом из отрывков свои сюжеты, действующие персонажи, посыл читателю. Именно он будет главной мыслью либо, как иногда её называют, проблемой, проблематикой.

Да, непросто самостоятельно подготовиться к экзаменам, ведь для этого надо иметь достаточно времени, терпения. Важно уметь грамотно излагать мысли, то есть продемонстрировать глубокое понимание предмета, умение формулировать ответы.

Как сформулировать главную мысль в тексте?

Как определяется тема и главная мысль

Всё начинается с внимательного изучения предложенного образца:

  • Выделяются ключевые слова и микротемы в каждом отрывке, абзаце.
  • Далее следует мысленно пересказать прочитанное.
  • Стоит обращать внимание на лаконичность изложения, например, пересказ фрагмента уместить в 4-6 предложений.

В качестве образца лучше взять уже существующие примеры прошлых лет. Это небольшие отрывки, затрагивающие часто взаимоотношения людей между собой, с окружающим миром. Описывается образ жизни человека, природа, окружающая его и прочее.

Часто такие фрагменты можно охарактеризовать принадлежностью к следующим темам:

  • О любви, милосердии.
  • О заботе.
  • О человечности и так далее.

Можно сформулировать главную мысль в тексте по-разному. Для того чтобы определиться с главной мыслью, надо дать ответы на следующие вопросы:

  • Что происходит?
  • Какие мысли пришли в голову после прочтения образца? О чём пришлось задуматься?
  • Что побудило автора написать произведение или фрагмент?

Иногда ответ кроется в конце, в итоговых предложениях, завершающих повествование. И внимательно надо изучать не только начало, середину, но и само окончание, подводящее итог.

Именно окончание рассказов, отрывков, сцен наиболее насыщенно информацией относительно поднятой проблематики.

Как сформулировать главную мысль в тексте?

Специфика работы с текстами

Возможно, кому-то ошибочно покажется, что работа с текстом — один из самых лёгких вариантов, однако это не так. Требуется не просто внимательность, усидчивость, но и умение анализировать.

Где-то приходится даже интуитивно догадываться, что волнует автора больше всего, какую проблему он поднимает в своём произведении и что хочет донести до читателя. Для того чтобы развить в себе внимательность и интуицию, надо иметь практику работы с художественной литературой.

Специфика подготовки к испытаниям, связанная с анализом литературных произведений, как раз и заключается в том, что нарабатывать навыки надо заблаговременно, регулярно.

В этих случаях мы рекомендуем посещать курсы подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Это позволит научиться быстро и ясно сформулировать главную мысль в тексте.

Подготовиться к экзамену, интенсивно занимаясь лишь в последние недели, будет проблематично. Поможет в успешной сдаче широкий кругозор, начитанность, впечатляющий словарный запас. Это позволит лаконично и информативно формулировать мысли, чтобы выразить в нескольких предложениях главное.

Конечно, художественная литература, тексты, созданные классиками и современными авторами, это и увлекательно, познавательно. Создают произведения мастера слова, умеющие воздействовать на эмоциональную составляющую человеческой души.

Поэтому не стоит думать, что ОГЭ и ЕГЭ, связанные с анализом текстов, подразумевают лишь дотошность, педантичность.



Занимайтесь на курсах ЕГЭ и ОГЭ в паре TwoStu и получите максимум баллов на экзамене:




Остались вопросы? Задайте их эксперту!
Владислав Барышников
Эксперт по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ и ВПР
Задать вопрос
Закончил Московский физико-технический институт (Физтех) по специальности прикладная физика и математика. Магистр физико-математических наук. Преподавательский стаж более 13 лет. Соучредитель курсов ЕГЭ и ОГЭ в паре TwoStu.