Капканы ЕГЭ и ГИА по математике и естественнонаучным дисциплинам

Содержание
Государственный экзамен — не просто решение задач. Это еще и стресс, в условиях которого участник не может спокойно и объективно оценить поставленную задачу.
Кроме того, на экзамене всегда есть ловушки, которые умышленно или неумышленно расставили составители КИМ. Капканы ЕГЭ и ГИА могут лишить места в ВУЗе или испортить аттестат, поэтому сегодня мы рассмотрим ряд моментов, которые помогут избежать проблем на экзамене.
Мы проанализируем только два основных предмета, но похожие уловки и неочевидные моменты есть и на других ЕГЭ, о чем указано в соответствующем разделе.
Ловушки на ЕГЭ по русскому языку
Предмет обязателен для сдачи на государственном экзамене, поэтому любой из выпускников заинтересован в наборе максимального количества баллов.
Кроме того, ЕГЭ играет важную роль и при поступлении, где всего один балл может отдалить от бюджетного места. Рассмотрим нюансы, которые обязательно следует учитывать на экзамене.
Подводные камни сочинения
При подготовке к ЕГЭ по русскому языку следует учитывать формальные требования к сочинению — одному из основных видов деятельности на экзамене. При успешном выполнении этого задания автор может получить до 25 баллов. Каждая оплошность — потерянные баллы.
Именно поэтому нужно помнить, что сочинение — не «отсебятина», а работа, написанная по определенным правилам и оцениваемая в соответствии с критериями, которые можно посмотреть в актуальной демоверсии от ФИПИ.
Они приведены в контрольных измерительных материалах, но многие участники все равно забывают об этих нормах.
Что нужно помнить, чтобы не потерять баллы:
- в сочинении должно быть не менее 150 слов (при объеме работы до 69 слов включительно выставляется оценка 0);
- при объеме работы от 70 до 149 слов включительно участник недоберет баллы по критериям К7-К12;
- некорректно сформулированная проблема текста, с опорой на который пишется сочинение, — минус 9 баллов по критериям К1-К4;
- отсутствие примеров-иллюстраций и комментария проблемы с опорой на исходный текст — минус 6 баллов за критерий К2.
Аналогичные требования есть не только на ЕГЭ по русскому языку, но и на истории, обществознании, литературе и иностранных языках, где имеются эссе, сочинения и другие подобные задания.
Рекомендуем перед подготовкой изучить критерии оценивания этих видов деятельности, скачав демоверсии с сайта ФИПИ.
Формулировки
Сочинение — не единственный вид работы, где участника ЕГЭ ожидают ловушки. Наиболее часто «промахи» связаны с невнимательным прочтением формулировок заданий с кратким ответом.
Чтобы облегчить понимание, разработчики контрольных измерительных материалов выделяют ключевые слова жирным шрифтом или ПРОПИСНЫМИ буквами. Эти «пометки» помогут выделить нужное слово и являются не ловушками, а, скорее указателями, подсказывающими путь к правильному ответу.
Наряду с такими «подсказками» в некоторых заданиях есть настоящие капканы ЕГЭ и ГИА, которые проверяют внимательность участника. Примером может служить задание №7 из демоверсии 2021 года.
В нем предлагается перечень вариантов, в которых есть один неправильный. Его не просто нужно найти — участник должен ИСПРАВИТЬ ошибку и записать в бланк ответа уже ИСПРАВЛЕННЫЙ вариант.
Это неочевидное задание, в котором требуется проявить спокойствие и внимательность, чтобы не попасть в расставленную разработчиками западню. Похожие «уловки» в той или иной мере присутствуют и на всех остальных ЕГЭ, поэтому внимательность не должна уступать место спешке.
Капканы ЕГЭ и ГИА по математике и другим естественнонаучным дисциплинам
Математика (база или профиль) — второй обязательный предмет. В контрольных измерительных материалах по этой учебной дисциплине (а также по химии, информатике и физике) есть моменты, отсутствующие в гуманитарном блоке.
Многие задания по этим дисциплинам представляют собой логические ловушки, проверяющие те или иные навыки. К примеру, в одном из вариантов КИМ по математике дан рисунок трапеции, по которому требуется найти его среднюю линию.
В условии указано, что сторона каждой клеточки на рисунке составляет 1 единицу. Если попытаться мысленно провести среднюю линию, то найти ее длину, просто посчитав количество клеток, будет относительно сложно из-за нецелого количества клеток.
Ловушка состоит в том, что на этом этапе нужно отказаться от использования графического метода, который нам явно предлагают составители, рассчитав ответ через формулу средней линии, то есть взяв половину от суммы оснований трапеции.
А вот основания графическим методом находятся довольно просто, так как их длины составляют целое число клеточек: (8+4)/2 = 6 единиц.
Достаточно часто составители КИМ проверяют понимание размерностей, давая условие задачи в одних единицах измерения и требуя ответ в других.
Примером является задание №4 в демоверсии ЕГЭ по физике 2021 года. В этой задаче ответ просят дать в кг, а площадь каменного блока дана в см2, которые при решении придется перевести единицы СИ, то есть в м2.
В противном случае размерность не совпадет. Чтобы справиться с такого рода капканами, следует внимательно читать условия задачи, обращая внимание на размерности и на фразы «ответ дайте в кг [или других единицах измерения]».