Чем отличаются факультативные и элективные курсы?

Содержание
В современной школе есть несколько видов учебных курсов, среди которых выделяются элективные и факультативные. У школьников и их родителей часто возникают вопросы, являются ли элективы и факультативы обязательными или их можно пропускать.
Да и различия между этими терминами далеко не все понимают правильно. Давайте попробуем разобраться, чем отличаются факультативные и элективные курсы, зачем они нужны и какая польза от посещения этих учебных дисциплин.
Что такое электив?
Появление понятия электив закреплено в ряде нормативных документов, в том числе в Письме Минобразования № 14-51-277/13 2003 года и Письме Минобрнауки №03-413 2010 года. Сущность элективного курса отражается его английским аналогом (elective — выборный, факультативный).
Вместе с тем, в российской системе образования электив — это обязательный курс, элективность которого обусловлена выбором школы и профильного класса.
Для элективных курсов характерны следующие особенности:
- на электив зачисляются все без исключения ученики;
- на элективах не дублируется, а дополняется программа основных учебных курсов;
- приоритет отдается практической, проектной, исследовательской, научной, лабораторной, игровой активностям;
- ученик имеет право сменить электив после подачи заявления с указанием причины своего решения;
- электив засчитывается по итогам сдачи зачетной работы, предусмотренной программой курса (это может быть реферат, творческая работа, конструкторское решение, проект и пр.);
- итоговая отметка за электив не выставляется, а текущие оценки могут учитываться при выставлении итоговых оценок по смежным предметам.
Что такое факультатив
Факультатив — это необязательный курс, который добровольно посещают ученики, желающие углубить свои знания по одной из основных учебных дисциплин. Для факультативных курсов характерны следующие особенности:
- на факультатив зачисляются все желающие без проведения отборочных работ;
- факультативы могут быть не связаны с основными учебными дисциплинами из учебного плана;
- на факультативах могут проводиться лекции, лабораторные, практические, экскурсионные, семинарские занятия;
- итоговая и текущие отметки на факультативах не выставляются, а деятельность учеников не учитывается при оценивании основных школьных предметов.
Предпосылки для появления элективов и факультативов
Основной причиной появления элективных и факультативных курсов стала индивидуализация школьного образования. Каждый ученик имеет особые таланты и способности, а также право реализовать их в рамках школьного обучения.
Постепенно это понимание оформилось в виде концепции профильных классов и в еще более глубоком подходе, который дает право выбора некоторых учебных дисциплин.
Идея элективных и факультативных курсов прописана в Федеральном законе №273-ФЗ. В частности, в пункте 5 статьи 34 указано, что учащиеся имеют право выбирать электив и факультатив из списка, предложенного образовательным учреждением.
В пункте 3 статьи 44 этого же закона говорится, что аналогичным правом обладают родители несовершеннолетних учеников. Кроме того, по каждому из видов курсов выпущены методические рекомендации и другие документы, регулирующие требования, цели, задачи и другие нюансы проведения занятий.
Факультативы, элективы и нагрузка на учеников
Как уже указывалось, ученики и их родители имеют право выбирать факультативные и элективные курсы в рамках предложенных школой возможностей. Вместе с тем, все мы понимаем, что в современных условиях каждый школьник испытывает постоянные и, может быть, чрезмерные нагрузки психологического, умственного и физического характера.
Дополнительные занятия могут вызвать стресс и постоянную усталость, поэтому к выбору элективов и особенно факультативов следует подходить взвешенно, учитывая следующие моменты:
- личное желание школьника;
- интерес ученика к тому или иному предмету (когда предмет интересен, усталость «как рукой снимает»);
- польза электива или факультатива для дальнейшего поступления в ВУЗ по итогам ЕГЭ;
- общая загруженность школьника в секциях, на курсах или кружках;
- квалификация учителя, который ведет занятия, и содержание курса.
В целом, на фоне высокой загруженности в школе от некоторых факультативов имеет смысл отказаться. К примеру, в 10 или 11 классах будет рациональнее пойти на курсы ЕГЭ , чтобы целенаправленно подготовиться к сдаче государственных экзаменов, не распыляясь на углубленное, но не особенно полезное с точки зрения поступления в ВУЗ изучение школьных предметов.
В любом случае решение о выборе и посещении/непосещении элективов и факультативов должно быть взвешенным и обоснованным.