ЕГЭ по обществознанию 2022 - примеры

Содержание
Слово «культура» настолько широко проникло в нашу действительно, что не воспринимается, как специфический термин. Между тем, культурология, а за ней и школьный курс обществознания уделяет этому вопросу значительной внимание. Часто это играет с выпускниками злую шутку.
Интуитивно понимая значение «культуры», они пропускают этот раздел при подготовке к ЕГЭ по обществознанию, что в итоге оборачивается недобором баллов. Чтобы устранить этот пробел, попробуем разобраться в основных тонкостях культуры и для закрепления знаний рассмотрим несколько примеров.
Что считается «культурой» в современном мире?
Изначально слово «культура» использовалось в для обозначения возделывания (почвы). И сейчас мы говорим: кукуруза — сельскохозяйственная культура. Позже к этому значению добавилось значение «воспитание» и связанные с ним понятия.
Когда мы говорим «культурный человек», подразумеваем воспитанного индивида с высоким уровнем образования и пониманием норм поведения. Также в обиходе часто встречается выражение «культура производства» — то есть соблюдение требований к производственному процессу при выпуске какого-либо вида продукции.
Анализируя прошлое, мы можем вспомнить «Олдувайскую культуру» обработки камня древними людьми.
У нас есть «учреждения культуры» — театры, филармонии и даже целые министерства, которые занимаются развитием культурных ценностей. В конце концов, раздел о культуре присутствует в школьном курсе обществознания и требует от нас как-то классифицировать весь этот калейдоскоп понятий.
Прежде всего, удобно разделить его на две большие группы:
- материальная — связанная с производством материальных ценностей, приемами использования различных приспособлений, строительством зданий и сооружений и другими вещами, которые можно пощупать и применить;
- духовная — та, которая выражается в знаниях, навыках, главным образом научных, творческих, религиозных и других.
Разделение этих понятий достаточно условное, потому что материальный и духовный мир тесно переплетаются.
Представители уже упомянутой нами олдувайской культуры не только умели обрабатывать камень определенным образом, но и проводили какие-то исследования, передавали знания, вследствие чего на арене истории появилась ашельская культура.
В современном мире эти понятия также тесно переплетены, например, скрипка Страдивари или Большой театр одновременно являются элементами духовной и материальной культуры.
Резюмируя вышесказанное, мы можем вывести собственное определение: культурой считается совокупность материальных и духовных достижений человечества в целом или какого-то отдельного общества.
Формы культуры
Для оценки жизни общества удобно делить культуру не только на материальную и духовную, но и на три более специфические формы:
- Народная — созданная неизвестными авторами или людьми, которые используют их достижения. К этой категории относятся легенды, мифы, сказки, народные промыслы, песни, музыка, танцы, обряды, образцы архитектуры и др.
- Массовая — объединяет явления, наиболее широко распространенные в современном обществе, включая кинематограф, моду, поп-музыку, СМИ, блоги, влоги, игры и другие элементы, которые не считаются слишком интеллектуальными и удовлетворяют простые духовные потребности публика. Как правило, масскульт имеет коммерческую направленность и продвигается конкретными личностями или организациями. Отличительной чертой этой формы является изменчивость — мода быстро сменяется новыми веяниями.
- Элитарная — продуцируется для относительно небольшой части общества и имеет накопительный характер, то есть каждое новое явление дополняет культурный багаж прошлого. У этой формы также есть конкретные авторы, а ее аудитория должна быть хорошо подготовлена, чтобы воспринимать театральные постановки, классическую музыку, живопись, литературную классику.
Примеры из ЕГЭ
В программу государственного экзамена входят задания с развернутым и кратким ответом.
Первые требуют более подробного изучения «культурологического» раздела и навыков аналитического мышления, которые должна сформировать школа. Второй блок больше подходит для блиц-рассмотрения, поэтому давайте решим некоторые «загадки» из банка заданий ФИПИ.
- Пример 1
Первый пример предлагает оценить два утверждения о массовой культуре и оценить, какое из них (или оба) верно. Первый тезис утверждает, что основной чертой массовой культуры является коммерческая выгода. Он правильный, что мы обсудили в предыдущем разделе.
- Второй тезис связывает массовую культуру и культурную интеграцию.
Для оценки этого утверждения рассмотрим понятие «культурная интеграция» — это взаимное проникновение культур, которое приводит к выравниванию культурных традиций и предпочтений как в горизонтальном (географическом, количественном), так и вертикальном (между слоями общества) направлениях.
Масскульт способствует такой интеграции, ведь фильмы, песни, шоу имеют мульти национальную аудиторию, формируя похожие вкусы и представителей разных обществ.
- Пример 2
Дан список разнообразных культурных явлений, в котором следует выбрать проявления массовой культуры. Рассмотрим каждый из них по порядку:
- Да, новый фильм ужасов является элементом массовой культуры, поскольку апеллирует к «простым» чувствам публики, подходит для широкого круга зрителей и имеет коммерческую направленность (и еще не стал классикой, как «Франкенштейн»);
- Да, фестиваль рекламных роликов продвигаете коммерческие продукты, воздействующие на массовое сознание;
- Да, переиздание детектива-бестселлера относится к массовой культуре, поскольку произведения этого жанра редко имеют высокую культурную ценность и ориентировано на широкий круг современников;
- Нет, выставка авангардистов не заинтересует широкую публику — это элитарное мероприятие;
- Нет, фольклор относится к народной культуре;
- Нет, классическая музыка относится к элитарной культуре.