Разбираемся в балльно-рейтинговой системе

Содержание
Пятибалльная шкала — это неотъемлемый элемент российской школы, к которому привыкли учителя и ученики. В 11 классе эта устоявшаяся система ломается уже на едином государственном экзамене, где участники получают первичный балл, который переводится в тестовый по 100-балльной шкале.
Немного непривычно, но слушатели курсов ЕГЭ в центре TwoStu готовы к таким новшествам. Сейчас же мы расскажем о балльно-рейтинговой системе (БРС), с которой столкнутся студенты, поступившие в ВУЗ.
Как появилась БРС?
Исторически в советских и позже в российских школах была принята пятибалльная система оценивания знаний учеников. В ВУЗах эта система делилась и делится на две подсистемы, которые помогают оценить итоговые достижения студентов в зависимости от важности предмета:
- «зачет / незачет» — наиболее простой подход, при котором в случае успешного освоения учебной дисциплины студент получает отметку «зачтено». Обычно таким образом оцениваются вспомогательные или непрофильные предметы, а также дисциплины, которые изучаются несколько семестров подряд;
- четырехбалльная система — аналог школьного подхода, который применяется для оценивания важных предметов, а также курсовых, дипломных работ, технологической или преддипломной практики и других видов деятельности.
Четырехбалльная система базируется на следующих отметках:
- «неудовлетворительно» (аналог школьной «двойки») означает, что студент не усвоил учебный материал в должном объеме;
- «удовлетворительно» («тройка») означает, что студент усвоил учебный материал на минимально допустимом уровне;
- «хорошо» («четверка»);
- «отлично» («пятерка»).
Такая система была хороша синхронизацией оценивания в учреждениях высшего и школьного образования. Вместе с тем, она недостаточно полно учитывает специфику обучения в ВУЗе, где студенты более самостоятельны, а следовательно нуждаются в более эффективных стимулах.
С этой задачей хорошо справляется БРС, которая позволяет выставлять баллы за все виды деятельности на протяжении всего семестра (полугодия) и накапливать их для выведения итоговой оценки.
Предпосылками для введения БРС стало присоединение России к Болонскому процессу, который максимально сближает системы высшего образования в разных странах Европы.
Для этого нужно, чтобы системы оценивания в разных ВУЗах «Болонского пространства» были максимально близки. Для этого выбрали наиболее удобную 100-балльную систему оценивания.
РФ присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году, а переход на БРС начался годом ранее, когда был утвержден приказ Минобрнауки №2654 об экспериментальном введении рейтинговой системы.
Что такое БРС?
Балльно-рейтинговая система — это система оценивания накопительного типа. Ее сущность состоит в том, что на протяжении семестра студент выполняет определенные виды деятельности и получает за это соответствующее количество баллов.
В конце все баллы суммируются и полученный результат переводится в итоговую оценку по определенной шкале, например, принятой в УГТУ:
- до 60 баллов — «неудовлетворительно»;
- 61-74 балла — «удовлетворительно»;
- 75-87 баллов — «хорошо»;
- 88-100 баллов — «отлично».
Следует отметить, что в других ВУЗах критерии перевода могут несколько отличаться, но суть остается прежней. Наиболее логичной является БРС, синхронизированная с международными буквенными оценками по «болонской» шкале ECTS.
Пример такой синхронизации приводится в таблице ниже, по которой оцениваются результаты обучения в БГТУ. Эта система помогает переводить ВУЗовские оценки в оценки международного образца, чтобы диплом принимали и «понимали» в европейских странах.
До сих пор мы говорили об оценивании предметов, которые завершаются видом итогового контроля в виде экзамена. Аналогичный подход используется при оценивании курсовых / дипломных работ или проектов и некоторых других видов деятельности. Также могут отличаться подходы к оцениванию учебных предметов, которые завершаются зачетом.
Где-то максимальный балл ограничивается 60 баллами, а проходной результат для получения зачета составляет 31 балл. В других ВУЗах поступили более логично, оставив все ту же 100–балльную систему. Набрав больше 61 балла, студент получает отметку «зачтено».
Более того, хорошо работая на протяжении всего семестра, он может «заработать» достаточное количество баллов и не принимать участие в итоговом контроле.
Зачем нужна БРС?
Как мы уже поясняли, БРС сближает российскую систему оценивания в ВУЗах с европейскими, благодаря чему выпускники имеют возможность получать дипломы международного образца. Кроме того, балльно-рейтинговая система отличается следующими преимуществами:
- справедливая оценка деятельности студента на протяжении всего семестра. По старой системе между отметками, например, между «тройкой» и «четверкой», была столь тонкая грань, что оценивание приобретало немалый оттенок субъективности. По БРС сколько студент заработал в баллах, столько он и получил;
- стимулирование активности студентов в течение всего курса обучения: баллы начисляются за посещение занятий, подготовку расчетных работ, рефератов, активность на парах, промежуточные и итоговые контрольные мероприятия;
- объективное распределение поощрений за хорошую учебу: например, раньше, получив тройку по одному из предметов, студент мог «пролететь» мимо стипендии. При существующей системе преподавателю сложнее проявлять предвзятость;
- понятная система, при которой студент заранее знает, что должен сделать, чтобы получить определенную оценку, и целенаправленно движется к своей цели;
- унифицированные критерии оценивания у разных преподавателей.
Подтверждением преимуществ БРС является широкое распространение этой системы. Многие ведущие и региональные ВУЗы внедрили балльно-рейтинговый подход, который упрощает жизнь как самим студентам, так и администрации.